навигация:


Ярмарка инвестиций "Орел-2007"
В ТПП обсудили проблемные вопросы декларирования таможенной стоимости и разработку нового закона о таможенном регулировании
4 октября 2017 г. состоялось очередное заседание Совета ТПП России по таможенной политике. На повестку дня для обсуждения было вынесено три вопроса: Концепция таможенного оформления в ЦЭД (центр электронного декларирования) по территориальному признаку. Перспективы развития ЦЭД в рамках развития ФТС России до 2020 года. Плюсы и минусы для участников ВЭД. Практические аспекты и проблемные вопросы декларирования таможенной стоимости. О ходе разработки проекта федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации. На заседании присутствовали руководители крупных коммерческих предприятий, представители союзов и ассоциаций предпринимателей различных видов промышленности и представители от ФТС России: Овчинников Андрей Валентинович – заместитель начальника отдела декларирования товаров Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России и Дышко Антон Иванович – заместитель начальника отдела администрирования и методологии контроля таможенной стоимости Аналитического управления ФТС России. По первому вопросу свою презентацию представил Ковалев Юрий Михайлович – исполнительный директор ЗАО «ВОСХОД», заместитель руководителя рабочей группы АНА АСИ по мониторингу дорожной карты «совершенствование таможенного администрирования». Юрий Михайлович отметил планируемое расположение центров электронного декларирования, подчеркнув, что их количество в крупных морских портах и столицах Федеральных округов будет весьма ограниченно. Г-н Ковалев наглядно показал географию расположения ЦЭДов, которым собственно и планируется передать функции таможенного оформления, и пояснил, что из этого получится, если участнику ВЭД придется взаимодействовать с таким центром. Как пример можно привести Южный административный округ: ЦЭД будет находиться в Новороссийске, а, предположим, участник ВЭД в Астрахани (крупный морской порт). А это 12 часов на поезде либо 10 часов на самолете через Москву из-за отсутствия прямых рейсов, либо 10 часов на автомобиле. Приволжский Федеральный округ – Нижний Новгород и Уфа. ЦЭД предполагается в Нижнем Новгороде, а участнику ВЭД из Уфы (а Уфа – это крупный промышленный центр) для взаимодействия с ЦЭДом придется добираться 23 часа на поезде или 12 часов на самолете, опять же через Москву, или 12 часов на автомобиле. И такие примеры можно привести по любому Федеральному округу, поэтому получается достаточно печальная история. Но основным лейтмотивом выступления г-на Ковалева были вопросы предоставления электронных сервисов таможней участникам ВЭД. Им было отмечено, что на сегодняшний день остается достаточно много операций, как на этапе электронного декларирования, так и на других этапах таможенного контроля, не связанных с ЭД, не охваченных электронными сервисами. Либо, другая ситуация – такие сервисы уже существуют, но по тем или иным причинам не работают на должном уровне. Ковалев сослался на Комплексную программу развития ФТС России до 2020 года, в которой обещают, что такие сервисы появятся. Речь идет о таких сервисах, как: электронное декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами и в международных почтовых отправления; включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; заявление о выпуске товаров до подачи декларации; подача заявлений на открытие и продление таможенных процедур переработки и др. Но времени до вступления в силу нового законодательства остается все меньше и меньше, опять же, планируемое сокращение мест таможенного оформления, в общем, все это сильно усложнит жизнь бизнесу, и по факту, увеличит расходы на таможенное оформление. В качестве примера было приведено отсутствие таких сервисов, как оформление многооборотной тары, отзыв ДТ, оформление гарантийного обязательства, и иные ходатайства и обращения, которые требуют личного присутствия декларантов. Поэтому, ввиду планируемых нововведений, бизнес считает необходимым: провести аудит всех операций, предусматривающих личный контакт декларанта и должностных лиц таможенных органов; адаптировать нормативно-правовую базу для исключения случаев использования бумажных документов; внедрить электронные сервисы, полностью исключающие личное общение декларанта со всеми должностными лицами таможенных органов. Как «вынужденный» содокладчик по первому вопросу выступил и Председатель Совета, советник Президента ТПП РФ Петров Георгий Георгиевич. В своем выступлении, Георгий Георгиевич озвучил видение предстоящего сокращения мест таможенного оформления в регионах. Он зачитал письмо, поступившее в ТПП России из Смоленской ТПП, в котором речь идет о том, что в Смоленской таможне, как участнице проекта по созданию ЦЭДов, в одной из первых был создан крупнейший центр электронного декларирования. А в новой концепции ФТС России по концентрации всего таможенного оформления в столицах Федеральных округов, не предусмотрено сохранение Смоленского ЦЭДа. За время работы в 2015 – 2016 годах Смоленский таможенный пост ЦЭД из 27 действующих центров постоянно занимает лидирующее положение по сбору таможенных платежей и количеству оформленных деклараций на товары. Только за 8 месяцев 2017 года этим постом в Федеральный бюджет было перечислено более 100 миллиардов рублей. Среди участников ВЭД, оформляющихся в Смоленском ЦЭДе крупнейшие производители и поставщики товаров: Кока-Кола, Мишлен, Пирелли, Леруа Мерлен и другие. Сохранение таможенного поста ЦЭД Смоленской таможни очень важно для региона, т.к. он является единственным полноценным местом таможенного оформления в приграничном регионе западного направления, содействует инвестиционной привлекательности региона, способствует сохранению рабочих мест (более 500), обеспечивает эффективность и полноту таможенного контроля товаров. В связи с этим ТПП Смоленска просит поддержки у ТПП России в вопросе сохранения ЦЭДа перед ФТС России. Бизнес не доволен тем, что планируется сокращение мест таможенного оформления. Крупные компании считают, что помимо мониторинга таможенных услуг, надо делать и мониторинг системы межведомственного электронного взаимодействия, и системы обмена информацией участников ВЭД с таможенными органами. Генеральный директор ООО «Кастомс Рус» Кириенков Андрей Викторович напомнил присутствующим на заседании случаи, когда таможенные органы не могли работать из-за зависания или выхода из строя системы: «Грузы накапливаются, а бизнес при этом несет убытки. И в этих условиях говорить о сокращении мест таможенного оформления – преждевременно». Для ответа на вопросы бизнеса слово было предоставлено представителям ФТС России. В своем выступлении Дышко Антон Иванович заверил бизнесменов, что таможенные органы делают все возможное для упрощения таможенного оформления. В случаях запроса дополнительных документов на бумажных носителях, необходимых для таможенного оформления при срабатывании 639 меры, их можно предоставлять в электронном виде, а необходимые оригиналы этих документов передавать в таможенный орган, в зоне деятельности которого работает декларант. Этот механизм достаточно неплохо реализуется, и не влияет на сроки выпуска товаров. На предоставление запрошенных документов участникам ВЭД дается 60 дней, и, при этом, грузу не обязательно находится все это время на СВХ, для этого и существует условный выпуск под обеспечение таможенных платежей. Что касается тех операций, которые пока не представлены в виде электронных сервисов, так ФТС России работает и над этими вопросами, невозможно сделать все и сразу. Овчинников Андрей Валентинович: «Что касается ЦЭДов, это в первую очередь разделение на фактический и документальный контроль, декларации будут попадать в информационную систему таможенных органов, а не поста или таможенного органа в каком-то регионе, и методом случайных чисел, при соблюдении определенных критериев, декларация в автомате будет направляться в тот или иной ЦЭД. Все, о чем говорилось ранее будет налажено, бизнесу важно, чтобы его декларация была оформлена, а не в каком ЦЭДе она будет оформлена. Все будет строится на максимальном удобстве и ускорении процесса, а также при минимальном личном взаимодействии таможни с участниками ВЭД. Все будет в электронном виде». Председатель Совета Петров Г.Г. резюмировал обсуждение первого вопроса: «Конечно, технологии еще надо отрабатывать, перевод таможенного оформления на ЦЭДы – это правильная линия, но в этом деле еще есть масса недоработок, и ломать сложившуюся систему слишком рано, ломать то, что работает – не стоит, пока не построили новое. Наверное, надо подождать, выдержать некий переходный период, а не рубить с плеча. Если у бизнеса еще есть вопросы и желание обсуждать, то предлагаю попросить внести в план работы Экспертно-консультативного совета при ФТС России обсуждение этой проблемы». По следующему вопросу «Практические аспекты и проблемные вопросы декларирования таможенной стоимости» выступил руководитель отдела ВЭД компании «ПРОКОНСИМ» – Маслов Сергей Андреевич. В своей речи Сергей Андреевич основное внимание обратил на контроль таможенной стоимости и его правовую регламентацию, которую, по его мнению, пора совершенствовать. Г-н Маслов отметил, что порядок контроля таможенной стоимости был утвержден еще в 2010 году, последняя его редакция осуществлялась в 2015 году Решением ЕЭК № 139. На что Сергей Андреевич обратил особое внимание: еще в 2010 году в данном положении было закреплено: Выдержка из Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376: Нормативными правовыми актами государств - членов Союза могут устанавливаться случаи, когда контроль таможенной стоимости товаров осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости. Функциональными подразделениями таможенных органов являются подразделения корректировки таможенной стоимости. До выхода Приказа № 280 случаи контроля таможенной стоимости специализированными подразделениями таможенных органов происходили довольно редко, а вот после его выхода для большой группы товаров и для многих участников ВЭД – контроль таможенной стоимости стал реальностью каждого дня и каждой декларации. Очень важным моментом является, что таможенные органы при контроле таможенной стоимости используют имеющуюся у них информацию по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввозимыми при сопоставимых условиях. Выдержка из Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376: При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация … : по сделкам с идентичными, однородными товарами … ввозимыми при сопоставимых условиях Для достижения объективности результатов … должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид. «К сожалению, на практике, часто ситуация складывается совсем не так, и при предоставлении всех документов при декларировании товаров, относящихся к экономному ценовому сегменту (ниже рисков), в представлении сотрудников таможни, такие товары приобретают вид космических товаров. Таможенная стоимость поднимается, чуть ли не в десять раз, и соответственно обеспечение таможенных платежей равняется инвойсовой стоимости товаров», – поясняет г-н Маслов. Согласно положениям Решения № 139 одним из условий применения контроля таможенной стоимости является условие использование ранее подтвержденной стоимости, но с оговоркой: Декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки). А это как раз и пугает, т.к. цена товара подвержена рыночным колебаниям и у таможенных органов появляется формальный повод пересмотра таможенной стоимости. Следующий момент связан со сроком использования подтвержденной стоимости. Участникам ВЭД предоставляется в рамках 180 дней после приема стоимости по ранее произведенной поставке, аналогичные поставки импортировать с подтверждением стоимости. Но здесь есть нюанс в том, что срок 180 дней отсчитывается не от даты выпуска декларации, а от даты приема ее стоимости, а этот момент, на практике, является достаточно неопределенным. Срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней. Сергей Андреевич считает, что эти положения необходимо дорабатывать, давать им более четкую формулировку: привязать срок к дате принятия декларации. «Конечно, полезный срок использования подтвержденной таможенной стоимости для участника ВЭД становится меньше, поэтому, наверное, стоит увеличить этот срок, при всем этом получить четкие временные рамки использования подтвержденной стоимости». Еще одно положение, регламентацию которого предлагает пересмотреть г-н Маслов, это перечень документов, предоставляемых в таможенные органы для подтверждения таможенной стоимости. Сергей Андреевич поясняет, что с одной стороны вроде бы такой перечень существует, но он носит весьма приблизительный характер (выдержка из Решения): Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение. … Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров. В ином случае таможенный инспектор будет запрашивать дополнительные документы у участника ВЭД. Сергей Андреевич попросил инициировать пересмотр и адаптацию Решения КТС от 20.09.2010 № 376 года к современным реалиям. Вопросы таможенной стоимости – одни из самых сложных и важных вопросов, как для бизнеса, так и для таможенных органов. После доклада г-на Маслова разгорелась достаточно жаркая дискуссия. Бизнесмены ссылаются на нарушение таможней всех сроков по принятию таможенной стоимости, таможня ссылается на несвоевременное и неполное предоставление сведений, подтверждающих таможенную стоимость перевозимых товаров. Взаимных претензии достаточно много. Может быть, действительно пришло время что-то менять, не оцифровывать взаимоотношения между таможенными органами и участниками ВЭД, а учиться слушать и понимать друг друга. На все основные вопросы о таможенной стоимости и ее контроле, дал пояснения Дышко Антон Иванович. Пройдя по ссылке, можно посмотреть, и послушать его выступление и выступления других участников заседания Совета ТПП России. По третьему вопросу о ходе разработки проекта Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» коротко доложил ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, таможенно-торговой политике и ВТО, советник генерального директора ПАО «Северсталь», Исаев Павел Анатольевич. Павел Анатольевич, рассказал, что долгий марафон по подготовке проекта Федерального закона подходит к концу, и хорошая новость – он получился почти в три раза короче, чем Кодекс, всего 400 страниц. На сегодняшний день, по закону завершается процедура оценки регулирующего воздействия, и далее он будет находиться на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Члены РСПП уже 3 октября получили новый текст закона. Г-н Исаев отметил, что в ходе работы над проектом закона секретариат Комитета РСПП по интеграции, таможенно-торговой политике и ВТО выступал с пожеланиями деловых кругов, при этом, не просто озвучивая «хотения» бизнеса, а желая получить на выходе документ, меняющий саму систему климата взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД. Когда работали над Кодексом, то была задача сделать документ максимально прямого действия, тем не менее, в Кодексе появились отсылки, которые теперь нашли свое отражение в новом законе. При разработке проекта ФЗ деловыми кругами было внесено порядка 300 предложений, большинство из которых были учтены или приняты в качестве поправок. Из основных побед, г-н Исаев назвал принятие таких норм как: Участие некоммерческих организаций в разработке нормативных правовых актов, и Руководитель ФТС подтвердил привлечение таких организаций при рассмотрении актов ФТС на нулевом чтении; Возможность предоставления предварительной информации таможенному органу на английском языке; Сокращение сроков принятия предварительных решений по классификации товаров, в том числе оборудования, ввозимого в несобранном виде до 30 дней и сокращение промежуточных сроков до 15 дней; Действие предварительного решения о классификации товаров продлевается с 3 до 5 лет; От обязанности обеспечения уплаты таможенных платежей будут освобождаться добросовестные, стабильно работающие компании-декларанты; Порядок предоставления консультаций по классификации товаров и методу определения таможенной стоимости, и многие другие положения и нововведения. К числу вопросов, по которым был получен отказ, Павел Анатольевич отнес следующие: Исключение из проекта норм, касающихся применения закона об ограничении оборота отдельных видов товара; Начисление процентов на сумму денежных средств, внесенных в счет обеспечения уплаты таможенных платежей и другое. Подводя итог, г-н Исаев сказал, что у всех есть еще один-два дня для того, чтобы прочитать проект нового ФЗ «О таможенном регулировании», просил, сообщать при обнаружении нестыковок и расхождений, так как дальше, после принятия закона, мы сможем только нарабатывать правоприменительную практику. Председатель совета отметил, что в работе над проектом Федерального закона и Комитет РСПП, и эксперты провели колоссальную работу, наверное, не обо всем довелось договориться, не все вопросы еще решены, но есть и успехи, и немаленькие успехи. Опубликовано: Мария Голобокова
09.10.17
    АЛЬТА - ИНФОРМЕР